Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РЖЕВСКАЯ ОКОВЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
59, С. 562-565 опубликовано: 21 марта 2025г. 


РЖЕВСКАЯ ОКОВЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Ржевская Оковецкая икона Божией Матери. Фрагмент рамы Владимирской иконы Божией Матери. 1722 г. Иконописец Иван Дорофеев (частное собрание)
Ржевская Оковецкая икона Божией Матери. Фрагмент рамы Владимирской иконы Божией Матери. 1722 г. Иконописец Иван Дорофеев (частное собрание)

Ржевская Оковецкая икона Божией Матери. Фрагмент рамы Владимирской иконы Божией Матери. 1722 г. Иконописец Иван Дорофеев (частное собрание)
(Праздн. 11 июля), под таким названием известны 2 чудотворные иконы - «Честного Животворящего Креста Господня» и «Божией Матери с Младенцем и свт. Николаем»; именуются по месту своего явления в Оковецком лесу (древнее название Валдайской возвышенности). На этом месте возникло с. Оковцы (ныне деревня Селижаровского р-на Тверской обл., в 80 км от Ржева и Осташкова), входившее в состав Ржевского у. (с 1772 - Осташковского). Село впервые упоминается в 1547 г., когда опальные князья М. В. Глинский и И. И. Турунтай Пронский, бежавшие из Москвы и захваченные кн. П. И. Шуйским в лесах Ржевского у. на пути в Литву, заявили в свое оправдание перед государем, что ехали «в Оковец помолиться Пречистой» (Царственная книга, т. е. Летописец царствования Царя Иоанна Васильевича от 7042 до 7061 г. М., 1769. С. 144).

Сказание

Литературным источником о Р. О. и. служит «Сказание о чудотворных иконах Пресвятой Богородицы «Одигитрии» и Животворящего Креста Господня». Время создания и автор рукописи, к-рая хранилась в Оковецкой церкви, неизвестны. Древнейшие варианты погибли во время польско-лит. нашествия в нач. XVII в. До нач. ХХ в. в Верхневолжье были широко распространены списки XVIII-XIX вв., к-рые повторяли «древнее писание», а также содержали дополнительные материалы по истории и сведения о чудесах. Рукописи «Сказания...» сохранились в фондах археографа В. М. Ундольского («Сказание о чудотворных иконах и Честном и Животворящем Кресте Господне и чудотворной иконе Богородицы, како явившейся во Ржеве, во Оковцах» в сб. «Звезда Пресветлая» кон. XVII в., скоропись и полуустав -РГБ ОP. Ф. 310. № 398. Л. 126 об.- 142) и старообрядческого священника, собирателя документов, библиографа П. Н. Никифорова («Сказание о иконе Богородицы Ржевской», кон. XIX - нач. ХХ в., полуустав, близкий к скорописи - РГБ ОP. Ф. 199. № 675).

Первые 2 редакции «Сказания...» (древняя и 2-я, расширенная в XVII в.) были составлены на церковнославянском языке; 3-я редакция (XIX - нач. ХХ в.) - на совр. литературном. Вероятно, текст 1-й редакции состоял из 3 разд. В 1-м излагалась история явления чудотворных образов в Оковцах, доклад о явлении и чудесах от икон вел. князю Московскому и митрополиту, о построении на месте явления икон храма. Во 2-м разд.- о принесении явленных Р. О. и. в Москву и возвращении их в Оковцы. В 3-м разд.- о чудесах при иконах. «Сказание...» 2-й редакции включает 4-й разд., посвященный исцелениям от икон в XVII в. Третья редакция имеет 5-й разд., о благодатной помощи от икон в XVIII - нач. ХХ в., а также о перенесении икон в города Ржев и Зубцов. Эти материалы собирались и записывались в храме с. Оковцы.

«Сказание...» относит явление чудотворных икон ко времени «около праздника Вознесения Господня» 1539 г. (РГБ ОР. Ф. 310. № 398. Л. 126 об.). Иконы явились в лесной глуши на месте древнего Пыршневского (Пыршенского) городища у берега р. Пыршни близ деревень Дрябки и Клочки. Селяне Иван Пономарёв и его дядя Ермолай договорились с разбойниками угнать скот. С добычей Иван и Ермолай пришли на условленное место в лесной чаще, где увидели икону Честного Животворящего Креста Господня, укрепленную на дереве (Там же. Л. 127-127 об.). В день Пятидесятницы житель дер. Клочки Исидор рассказал о явленной на городище иконе иноку Стефану из Троицкого мон-ря в Селижарове. Придя на городище поклониться явленному образу Креста Господня, народ во главе со Стефаном и Исидором увидел неподалеку от нее на сосне икону Божией Матери «Одигитрия» с Младенцем, сидевшим на Ее руке, и предстоящим свт. Николаем Чудотворцем. Как только инок Стефан обрел икону Пресв. Богородицы, началась буря, поднялся шум, стал сиять необыкновенный свет.

Инок Стефан описал явление и обретение чудотворных икон, а также чудеса исцеления от них. С описанием он отправился в Москву, по пути передал записи ржевскому наместнику Иоанну Морозову. В Москве инока Стефана представили митр. свт. Иоасафу (Скрипицыну), который созвал совещание, чтобы обсудить сведения о явленных иконах. В это время в Москву из Ржевы Володимировой (ныне Ржев) пришли свящ. Григорий и с ним 4 человека, «поселяне из лучших людей Оковецкой волости» с новым донесением о совершённых при иконах исцелениях (более 150). После собора митрополит представил сведения о чудесах вел. князю Иоанну IV Васильевичу, к-рый расспросил о подробностях инока Стефана и свящ. Григория. С приказом узнать о происходившем в 6 волостях в окрестностях Оковец государь и митрополит послали воина Феодора и свящ. Григория от кремлевской ц. Благовещения Пресв. Богородицы (Там же. Л. 132 об.- 133). Посланники направили вел. князю и митрополиту донесение о многочисленных чудесах, а также привезли очевидца событий Иону. Государь повелел на месте обретения икон поставить церкви в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и во имя Пресв. Богородицы «Одигитрия» с приделом свт. Николая Чудотворца, а деревья, на к-рых явились иконы,- срубить. Храмы были освящены присланными вел. князем и митрополитом священниками и диаконами соборной ц. Успения Пресв. Богородицы в Московском Кремле. От вел. князя прибыл воин Иоанн с иконами, ризами, книгами, утварью для церквей. Слава о чудотворных иконах быстро распространилась (Там же. Л. 133).

«В лето 7048 декабря в 26 день» посланные от вел. князя и Московского митрополита игумен Новинского мон-ря Исаия, священник соборной ц. Успения Пресв. Богородицы Василий, диаконы Иоанн и Афанас понесли чудотворные иконы в Москву. В с. Нахабине, в 25 верстах от Москвы, иконы с почестями встречали жители столицы (Там же. Л. 133-133 об.). 22 янв. 1540 г. их доставили в Москву (ПСРЛ. Т. 8. С. 295), сначала их встречали митр. Иоасаф со всем собором в Новинском монастыре, затем в Успенском соборе Московского Кремля. В столице с икон сделали списки, к-рые поместили в церковь, построенную во имя Р. О. и. у Пречистенских ворот. Иконы оставались в Москве до июля.

В «Сказании...» подробно описаны многочисленные чудеса от икон: 1-е свершилось сразу после явления св. образов, перечислены исцеления, происшедшие при их обретении, перенесении в Москву и обратно. Чудеса позднейшего времени были включены И. Ф. Токмаковым в сочинение, посвященное Оковецкой ц. и иконам (Токмаков. 1912).

Иконография

Ржевская Оковецкая икона Божией Матери. 2-я четв. XIX в. (ЦМиАР)
Ржевская Оковецкая икона Божией Матери. 2-я четв. XIX в. (ЦМиАР)

Ржевская Оковецкая икона Божией Матери. 2-я четв. XIX в. (ЦМиАР)
Явленные иконы были небольшими по размеру (1 и 1/2 вершка длины и 1 и 1/2 вершка ширины), описывались как «сочинения и письма древних иконописцев». Икона Божией Матери относится к типу «Одигитрия» с Младенцем Христом, сидящим на Ее левой руке, и поясным изображением свт. Николая Чудотворца. На 2-й иконе было представлено 4-конечное изображение Креста Господня, вдали - строения, напоминающие башни (град Иерусалим).

В Оковецкой церкви иконы были вставлены в небольшую доску, на к-рой слева внизу был образ «Успение Пресв. Богородицы», а справа - прп. Алексия, человекв Божия, свт. Нифонта, архиеп. Новгородского, и вмц. Екатерины. Доска помещена в киот со створчатыми стенками слева от царских врат в главном храме. Древнейшим убранством Р. О. и. были серебряные с позолотой и финифтью венчики на ликах Божией Матери, Младенца и свт. Николая. После 1740 г. выполнен серебряный с позолотой оклад полей. Позднее на обеих иконах появились жемчужные ризы. Так же были украшены списки икон, находившихся в приделе в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня Оковецкого храма. В 1859 г. усердием жителей Ржева на иконах появились золотые венчики на ликах Богоматери, Младенца и свт. Николая, серебряные чеканные оклады на полях икон, серебряная с позолотой риза на образах «Успение Богоматери» и «Святых Алексия, человека Божия, свт. Нифонта и вмц. Екатерины». В 1896 г. образы украсили серебряной с позолотой ризой и драгоценными камнями.

Большинство известных списков Р. О. и. выполнено в XVIII - нач. ХХ в. верхневолжскими иконописцами в смешанной технике (темпера, масло). По своему назначению иконы были храмовыми, устанавливались в местном ряду иконостасов, аналойными, особое распространение получили миниатюрные образы. Отдельные иконы Креста Господня и Божией Матери со свт. Николаем создавали в основном в древности (в XIX в. такие иконы находились в архиерейских покоях Нило-Столобенской пуст.). Помимо варианта изображения Богородицы с Младенцем и свт. Николаем в сводах Богородичных икон с подписью «Оковецкая» встречается изображение Божией Матери в типе «Умиление», в т. ч. на ранних памятниках, таких как гравюра Г. П. Тепчегорского для сб. «Солнце Пресветлое» (1713-1714) и клеймо рамы Владимирской иконы Божией Матери письма Ивана Дорофеева (1722, частное собрание). Наибольшее распространение получила иконография явления Р. О. и., объединяющая обе иконы в одной композиции. На ней представлены густой лес, горки, извилистая река (на мн. иконах кон. XVIII - нач. ХХ в. имеется надпись с названием р. Пыршни) и стоящие рядом сосны с 2 небольшими иконами. Ландшафт на иконах передавался по-разному. Иногда изображали хвойный лес (икона из частного собрания, г. Осташков). Могли быть представлены лишь 2 больших раскидистых дерева, не похожих на сосну или ель (икона из ЦМиАР). Существуют варианты, повторяющие мотивы древнерус. иконописи, где изображены горки с лещадками (иконы в иконостасах старообрядческого храма и ц. в честь Р. О. и. во Ржеве), встречаются реалистично написанное городище, крутой берег реки, растительность (икона из частного собрания, С.-Петербург). По-разному изображали крест: на фоне грандиозных сооружений града Иерусалима, отдельных башен или просто стоящим на небольшой горке. Р. О. и. кон. XVIII - нач. XIX в. имеется в старообрядческом Покровском храме г. Ржева. В центре иконы между деревьями, на к-рых представлены 2 явленных образа, помещена композиция «Введение во храм Пресв. Богородицы». Возможно, икона была первоначально выполнена для какого-то Введенского храма, а заказчиком являлся человек, особо почитавший Р. О. и. В сер. XIX в. нек-рые иконы Р. О. и. украшали окладом, вышитым бисером и речным жемчугом, из-под него были видны лишь лики святых (напр., икона из Казанского храма с. В. Котицы в черте Осташкова). Вероятно, такая вышивка исполнялась старообрядцами.

Почитание

Праздник Р. О. и. 11 июля, вероятно, был установлен со времени их явления. С XVII в. день празднования вошел в святцы (Токмаков. 1912. С. 39).

Первые деревянные храмы, построенные в Оковцах, были разрушены во время польско-литовского нашествия. Иконы в Смутное время (нач. XVII в.) были перенесены в Вел. Новгород, в городе сложилось их особое почитание. Образы находились в храме Успения Пресв. Богородицы на Торговой стороне. В день их явления в храм совершали крестный ход из собора Св. Софии, где служил Новгородский владыка. Иконы пребывали в Вел. Новгороде скорее всего до восстановления после разорения с. Оковцы, принадлежавшего Московскому патриарху, и были возвращены в новые деревянные церкви (построены в 1667). В новгородской Успенской ц. оставили их списки (находились здесь до нач. ХХ в.).

В 1750 г. в Оковцах началось строительство каменной ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделами в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и во имя свт. Николая (значительно перестроена в нач. ХХ в.; Галашевич, Финогенов. 1991. С. 74-76).

Р. О. и. почитали в Верхневолжье на северо-западе Тверских земель. В XVIII в. иконе был посвящен придел Троицкого собора Осташкова. Особо почитались иконы в XVII - нач. ХХ в. во Ржевском и Зубцовском уездах - регионе, куда ежегодно переносили чудотворные образы и где проживало много старообрядцев поповского согласия. Древние святыни почитались как православными, так и старообрядцами, их присутствие благотворно влияло на укрепление правосл. традиций и ослабление религ. розни (Там же. С. 79).

Священнослужители и прихожане Оковецкой ц. собрали деньги на устройство киота для переноса икон. Во Ржеве чудотворные образы находились во Владимирской ц., к-рая была открыта с 3 часов утра до 11 вечера. Ежедневно совершали всенощные бдения, Божественную литургию и молебен перед явленными иконами. Кроме жителей Ржева и уезда Р. о. и. приезжали поклониться жители городов Зубцова, Старицы, Вышнего Волочка, Сычёвки, посада Погорелое Городище и мн. др. Перед отправлением икон обратно в Оковцы из Владимирской ц. с крестным ходом их переносили в главный Успенский собор города, где совершалось всенощное бдение, а на следующий день - литургия и молебен перед иконами. После этого городское духовенство устраивало крестный ход по Осташковской дороге и сопровождало иконы до городской черты. С 1909 г. Р. О. и. стали приносить в г. Зубцов сроком на 2 недели.

В Москве центром почитания Р. О. и. была церковь в честь икон у Пречистенских ворот. Возможно, от названия этой церкви, именовавшейся «церковью Пречистой Богородицы», улица стала называться Пречистенкой. Первая деревянная церковь сгорела в 1686 г. Тогда же окольничим П. Т. Кондыревым была возведена каменная (перестроена в 1809, трапезную и колокольню построил в 1898-1899 архит. А. А. Никифоров, шатровая колокольня воспроизводила древнюю). Храм сломали в 1929 г. (Сорок сороков. Т. 2. С. 438-439).

В 1929 г. ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери в с. Оковцы закрыли, судьба чудотворных икон неизвестна. В 90-х гг. XX в. храм был восстановлен. В его иконостасе слева от царских врат был установлен образ Божией Матери «Одигитрия» со свт. Николаем. Икону исполнили московские мастера. В 2000 г. настоятель храма свящ. Роман Малинов с этой иконой организовал крестный ход к св. Оковецкому источнику. В иконостасе, слева от двери в жертвенник, установлена Р. О. и., на к-рой изображены 2 дерева с чудотворными явленными образами.

В 3 км от места явления иконы, в чаще леса, есть чудотворный Оковецкий источник, засыпанный в советское время и в 1996 г. восстановленный жителями пос. Селижарово С. Жильцовым и А. Поповым. На территории, близлежащей к источнику, в кон. XX в. устроен Спасо-Преображенский скит Ниловой Столобенской пуст. В нач. XXI в. мон-рь построил здесь Спасо-Преображенский храм, в котором есть 2 Р. О. и., а также настенная роспись (выполнена укр. художниками в 10-х гг. XXI в.). Неск. Р. О. и. имеется в восстановленном кафедральном соборе в честь Р. О. и. во Ржеве.

Арх.: РГБ ОР. Ф. 310. № 398. Л. 126 об.- 142; Ф. 199. № 675.
Лит.: [Казанский П. С.] Слава Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, открывшаяся в явлениях чудотворных Ея икон в России. М., 1853. Ч. 3. Отд. 2.; Крылов В. Ист. записка о с. Оковцах и чудотворных иконах Пресв. Богородицы Одигитрии и Животворящего Креста, Тверской еп., Осташковского у. Тверь, 1862; Успенский В. П., свящ. Ист. записка о с. Оковцах и о явленных Оковецких иконах Пресв. Богородицы Одигитрии и Животворящего Креста. Ржев, 18783; Описание слав. рукописей б-ки Св.-Троицкой Сергиевой лавры / Сост.: иером. Арсений, иером. Иларий. М., 1879. Ч. 3; Токмаков И. Ф. Ист. и археол. описание церкви с. Оковец, Осташковского у., Тверской губ., в связи с ист. обзором о явленных Оковецких иконах: Пресв. Богородицы Одигитрии и Животворящего Креста Господня. Тверь, 19126; Галашевич А., Финогенов А. От Селижарова до Старицы // Тверская старина. Тверь, 1991. № 2. С. 74-76; О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. ХХ в.: Кат. выст. М., 1995; Барсегян Т. В. Земля истока: Очерки культуры Верхневолжья. М., 2001; она же (Барсегян (Куксинская)). Нилова пуст.: Монастырь и мир. Тверь, 20152.
Т. В. Барсегян (Куксинская)
Ключевые слова:
Иконы Божией Матери Иконография Божией Матери (Иконопись) Ржевская Оковецкая икона Божией Матери (праздн. 11 июля), под таким названием известны 2 чудотворные иконы - «Честного Животворящего Креста Господня» и «Божией Матери с Младенцем и свт. Николаем»; именуются по месту своего явления в Оковецком лесу (древнее название Валдайской возвышенности)
См.также:
АБАЛАКСКАЯ "ЗНАМЕНИЕ" ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Абалацкая, Абалацкая-Знаменская)
АЗОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 авг.)
АЗУРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Миасинская), (празд. 1 сент.)
АКАФИСТНАЯ ХИЛАНДАРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (праздн. 12 янв.)
АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии
АЛБАЗИНСКАЯ «СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ» (празд. 9 марта), чтимый образ, прославившийся в Амурском крае в XVII в.