Литературным источником о Р. О. и. служит «Сказание о чудотворных иконах Пресвятой Богородицы «Одигитрии» и Животворящего Креста Господня». Время создания и автор рукописи, к-рая хранилась в Оковецкой церкви, неизвестны. Древнейшие варианты погибли во время польско-лит. нашествия в нач. XVII в. До нач. ХХ в. в Верхневолжье были широко распространены списки XVIII-XIX вв., к-рые повторяли «древнее писание», а также содержали дополнительные материалы по истории и сведения о чудесах. Рукописи «Сказания...» сохранились в фондах археографа В. М. Ундольского («Сказание о чудотворных иконах и Честном и Животворящем Кресте Господне и чудотворной иконе Богородицы, како явившейся во Ржеве, во Оковцах» в сб. «Звезда Пресветлая» кон. XVII в., скоропись и полуустав -РГБ ОP. Ф. 310. № 398. Л. 126 об.- 142) и старообрядческого священника, собирателя документов, библиографа П. Н. Никифорова («Сказание о иконе Богородицы Ржевской», кон. XIX - нач. ХХ в., полуустав, близкий к скорописи - РГБ ОP. Ф. 199. № 675).
Первые 2 редакции «Сказания...» (древняя и 2-я, расширенная в XVII в.) были составлены на церковнославянском языке; 3-я редакция (XIX - нач. ХХ в.) - на совр. литературном. Вероятно, текст 1-й редакции состоял из 3 разд. В 1-м излагалась история явления чудотворных образов в Оковцах, доклад о явлении и чудесах от икон вел. князю Московскому и митрополиту, о построении на месте явления икон храма. Во 2-м разд.- о принесении явленных Р. О. и. в Москву и возвращении их в Оковцы. В 3-м разд.- о чудесах при иконах. «Сказание...» 2-й редакции включает 4-й разд., посвященный исцелениям от икон в XVII в. Третья редакция имеет 5-й разд., о благодатной помощи от икон в XVIII - нач. ХХ в., а также о перенесении икон в города Ржев и Зубцов. Эти материалы собирались и записывались в храме с. Оковцы.
«Сказание...» относит явление чудотворных икон ко времени «около праздника Вознесения Господня» 1539 г. (РГБ ОР. Ф. 310. № 398. Л. 126 об.). Иконы явились в лесной глуши на месте древнего Пыршневского (Пыршенского) городища у берега р. Пыршни близ деревень Дрябки и Клочки. Селяне Иван Пономарёв и его дядя Ермолай договорились с разбойниками угнать скот. С добычей Иван и Ермолай пришли на условленное место в лесной чаще, где увидели икону Честного Животворящего Креста Господня, укрепленную на дереве (Там же. Л. 127-127 об.). В день Пятидесятницы житель дер. Клочки Исидор рассказал о явленной на городище иконе иноку Стефану из Троицкого мон-ря в Селижарове. Придя на городище поклониться явленному образу Креста Господня, народ во главе со Стефаном и Исидором увидел неподалеку от нее на сосне икону Божией Матери «Одигитрия» с Младенцем, сидевшим на Ее руке, и предстоящим свт. Николаем Чудотворцем. Как только инок Стефан обрел икону Пресв. Богородицы, началась буря, поднялся шум, стал сиять необыкновенный свет.
Инок Стефан описал явление и обретение чудотворных икон, а также чудеса исцеления от них. С описанием он отправился в Москву, по пути передал записи ржевскому наместнику Иоанну Морозову. В Москве инока Стефана представили митр. свт. Иоасафу (Скрипицыну), который созвал совещание, чтобы обсудить сведения о явленных иконах. В это время в Москву из Ржевы Володимировой (ныне Ржев) пришли свящ. Григорий и с ним 4 человека, «поселяне из лучших людей Оковецкой волости» с новым донесением о совершённых при иконах исцелениях (более 150). После собора митрополит представил сведения о чудесах вел. князю Иоанну IV Васильевичу, к-рый расспросил о подробностях инока Стефана и свящ. Григория. С приказом узнать о происходившем в 6 волостях в окрестностях Оковец государь и митрополит послали воина Феодора и свящ. Григория от кремлевской ц. Благовещения Пресв. Богородицы (Там же. Л. 132 об.- 133). Посланники направили вел. князю и митрополиту донесение о многочисленных чудесах, а также привезли очевидца событий Иону. Государь повелел на месте обретения икон поставить церкви в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и во имя Пресв. Богородицы «Одигитрия» с приделом свт. Николая Чудотворца, а деревья, на к-рых явились иконы,- срубить. Храмы были освящены присланными вел. князем и митрополитом священниками и диаконами соборной ц. Успения Пресв. Богородицы в Московском Кремле. От вел. князя прибыл воин Иоанн с иконами, ризами, книгами, утварью для церквей. Слава о чудотворных иконах быстро распространилась (Там же. Л. 133).
«В лето 7048 декабря в 26 день» посланные от вел. князя и Московского митрополита игумен Новинского мон-ря Исаия, священник соборной ц. Успения Пресв. Богородицы Василий, диаконы Иоанн и Афанас понесли чудотворные иконы в Москву. В с. Нахабине, в 25 верстах от Москвы, иконы с почестями встречали жители столицы (Там же. Л. 133-133 об.). 22 янв. 1540 г. их доставили в Москву (ПСРЛ. Т. 8. С. 295), сначала их встречали митр. Иоасаф со всем собором в Новинском монастыре, затем в Успенском соборе Московского Кремля. В столице с икон сделали списки, к-рые поместили в церковь, построенную во имя Р. О. и. у Пречистенских ворот. Иконы оставались в Москве до июля.
В «Сказании...» подробно описаны многочисленные чудеса от икон: 1-е свершилось сразу после явления св. образов, перечислены исцеления, происшедшие при их обретении, перенесении в Москву и обратно. Чудеса позднейшего времени были включены И. Ф. Токмаковым в сочинение, посвященное Оковецкой ц. и иконам (Токмаков. 1912).
Явленные иконы были небольшими по размеру (1 и 1/2 вершка длины и 1 и 1/2 вершка ширины), описывались как «сочинения и письма древних иконописцев». Икона Божией Матери относится к типу «Одигитрия» с Младенцем Христом, сидящим на Ее левой руке, и поясным изображением свт. Николая Чудотворца. На 2-й иконе было представлено 4-конечное изображение Креста Господня, вдали - строения, напоминающие башни (град Иерусалим).
В Оковецкой церкви иконы были вставлены в небольшую доску, на к-рой слева внизу был образ «Успение Пресв. Богородицы», а справа - прп. Алексия, человекв Божия, свт. Нифонта, архиеп. Новгородского, и вмц. Екатерины. Доска помещена в киот со створчатыми стенками слева от царских врат в главном храме. Древнейшим убранством Р. О. и. были серебряные с позолотой и финифтью венчики на ликах Божией Матери, Младенца и свт. Николая. После 1740 г. выполнен серебряный с позолотой оклад полей. Позднее на обеих иконах появились жемчужные ризы. Так же были украшены списки икон, находившихся в приделе в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня Оковецкого храма. В 1859 г. усердием жителей Ржева на иконах появились золотые венчики на ликах Богоматери, Младенца и свт. Николая, серебряные чеканные оклады на полях икон, серебряная с позолотой риза на образах «Успение Богоматери» и «Святых Алексия, человека Божия, свт. Нифонта и вмц. Екатерины». В 1896 г. образы украсили серебряной с позолотой ризой и драгоценными камнями.
Большинство известных списков Р. О. и. выполнено в XVIII - нач. ХХ в. верхневолжскими иконописцами в смешанной технике (темпера, масло). По своему назначению иконы были храмовыми, устанавливались в местном ряду иконостасов, аналойными, особое распространение получили миниатюрные образы. Отдельные иконы Креста Господня и Божией Матери со свт. Николаем создавали в основном в древности (в XIX в. такие иконы находились в архиерейских покоях Нило-Столобенской пуст.). Помимо варианта изображения Богородицы с Младенцем и свт. Николаем в сводах Богородичных икон с подписью «Оковецкая» встречается изображение Божией Матери в типе «Умиление», в т. ч. на ранних памятниках, таких как гравюра Г. П. Тепчегорского для сб. «Солнце Пресветлое» (1713-1714) и клеймо рамы Владимирской иконы Божией Матери письма Ивана Дорофеева (1722, частное собрание). Наибольшее распространение получила иконография явления Р. О. и., объединяющая обе иконы в одной композиции. На ней представлены густой лес, горки, извилистая река (на мн. иконах кон. XVIII - нач. ХХ в. имеется надпись с названием р. Пыршни) и стоящие рядом сосны с 2 небольшими иконами. Ландшафт на иконах передавался по-разному. Иногда изображали хвойный лес (икона из частного собрания, г. Осташков). Могли быть представлены лишь 2 больших раскидистых дерева, не похожих на сосну или ель (икона из ЦМиАР). Существуют варианты, повторяющие мотивы древнерус. иконописи, где изображены горки с лещадками (иконы в иконостасах старообрядческого храма и ц. в честь Р. О. и. во Ржеве), встречаются реалистично написанное городище, крутой берег реки, растительность (икона из частного собрания, С.-Петербург). По-разному изображали крест: на фоне грандиозных сооружений града Иерусалима, отдельных башен или просто стоящим на небольшой горке. Р. О. и. кон. XVIII - нач. XIX в. имеется в старообрядческом Покровском храме г. Ржева. В центре иконы между деревьями, на к-рых представлены 2 явленных образа, помещена композиция «Введение во храм Пресв. Богородицы». Возможно, икона была первоначально выполнена для какого-то Введенского храма, а заказчиком являлся человек, особо почитавший Р. О. и. В сер. XIX в. нек-рые иконы Р. О. и. украшали окладом, вышитым бисером и речным жемчугом, из-под него были видны лишь лики святых (напр., икона из Казанского храма с. В. Котицы в черте Осташкова). Вероятно, такая вышивка исполнялась старообрядцами.
Праздник Р. О. и. 11 июля, вероятно, был установлен со времени их явления. С XVII в. день празднования вошел в святцы (Токмаков. 1912. С. 39).
Первые деревянные храмы, построенные в Оковцах, были разрушены во время польско-литовского нашествия. Иконы в Смутное время (нач. XVII в.) были перенесены в Вел. Новгород, в городе сложилось их особое почитание. Образы находились в храме Успения Пресв. Богородицы на Торговой стороне. В день их явления в храм совершали крестный ход из собора Св. Софии, где служил Новгородский владыка. Иконы пребывали в Вел. Новгороде скорее всего до восстановления после разорения с. Оковцы, принадлежавшего Московскому патриарху, и были возвращены в новые деревянные церкви (построены в 1667). В новгородской Успенской ц. оставили их списки (находились здесь до нач. ХХ в.).
В 1750 г. в Оковцах началось строительство каменной ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделами в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и во имя свт. Николая (значительно перестроена в нач. ХХ в.; Галашевич, Финогенов. 1991. С. 74-76).
Р. О. и. почитали в Верхневолжье на северо-западе Тверских земель. В XVIII в. иконе был посвящен придел Троицкого собора Осташкова. Особо почитались иконы в XVII - нач. ХХ в. во Ржевском и Зубцовском уездах - регионе, куда ежегодно переносили чудотворные образы и где проживало много старообрядцев поповского согласия. Древние святыни почитались как православными, так и старообрядцами, их присутствие благотворно влияло на укрепление правосл. традиций и ослабление религ. розни (Там же. С. 79).
Священнослужители и прихожане Оковецкой ц. собрали деньги на устройство киота для переноса икон. Во Ржеве чудотворные образы находились во Владимирской ц., к-рая была открыта с 3 часов утра до 11 вечера. Ежедневно совершали всенощные бдения, Божественную литургию и молебен перед явленными иконами. Кроме жителей Ржева и уезда Р. о. и. приезжали поклониться жители городов Зубцова, Старицы, Вышнего Волочка, Сычёвки, посада Погорелое Городище и мн. др. Перед отправлением икон обратно в Оковцы из Владимирской ц. с крестным ходом их переносили в главный Успенский собор города, где совершалось всенощное бдение, а на следующий день - литургия и молебен перед иконами. После этого городское духовенство устраивало крестный ход по Осташковской дороге и сопровождало иконы до городской черты. С 1909 г. Р. О. и. стали приносить в г. Зубцов сроком на 2 недели.
В Москве центром почитания Р. О. и. была церковь в честь икон у Пречистенских ворот. Возможно, от названия этой церкви, именовавшейся «церковью Пречистой Богородицы», улица стала называться Пречистенкой. Первая деревянная церковь сгорела в 1686 г. Тогда же окольничим П. Т. Кондыревым была возведена каменная (перестроена в 1809, трапезную и колокольню построил в 1898-1899 архит. А. А. Никифоров, шатровая колокольня воспроизводила древнюю). Храм сломали в 1929 г. (Сорок сороков. Т. 2. С. 438-439).
В 1929 г. ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери в с. Оковцы закрыли, судьба чудотворных икон неизвестна. В 90-х гг. XX в. храм был восстановлен. В его иконостасе слева от царских врат был установлен образ Божией Матери «Одигитрия» со свт. Николаем. Икону исполнили московские мастера. В 2000 г. настоятель храма свящ. Роман Малинов с этой иконой организовал крестный ход к св. Оковецкому источнику. В иконостасе, слева от двери в жертвенник, установлена Р. О. и., на к-рой изображены 2 дерева с чудотворными явленными образами.
В 3 км от места явления иконы, в чаще леса, есть чудотворный Оковецкий источник, засыпанный в советское время и в 1996 г. восстановленный жителями пос. Селижарово С. Жильцовым и А. Поповым. На территории, близлежащей к источнику, в кон. XX в. устроен Спасо-Преображенский скит Ниловой Столобенской пуст. В нач. XXI в. мон-рь построил здесь Спасо-Преображенский храм, в котором есть 2 Р. О. и., а также настенная роспись (выполнена укр. художниками в 10-х гг. XXI в.). Неск. Р. О. и. имеется в восстановленном кафедральном соборе в честь Р. О. и. во Ржеве.